Consortium Fenix brings together professionals from the energy, cement and construction industries in order to create an integrated system of treatment of pulverized fuel ash from power plants, which we called “Fenix”.

Our goal is to create conditions in Russia providing the commercialization of pulverized fuel ash from power plants.

Today about 30,400,000 tons of ash and slag materials are produced annually in Russia.The lion's share is sent to ash-disposal sites due to the lack of quality management systems, as well as storage and distribution systems. Nowadays pulverized fuel ash is perceived solely as waste, although this product can be used in the construction industry as an additive to dry building mixes, concretes, as well as in the production of ceramic products. Growing ash-disposal sites are a threat to the environment and their limited capacity threaten the power plants with closure.

We want to change this situation for the better.

Situation on the Russian market

1.5 billion tons of ASW Stored in ash-disposal areas
30,400,000 tons Annual emission of ASW <4 000 000 tons Sold in 2014

Today in Russia there are about 350 coal-fired power plants and coal-fired combined heat and power plants. About 145 of them are large plants with volume of ash formation more than 100,000 tons per year for each. At the same time about 100 of them are positioning themselves as potential suppliers of ash.

Annual output of ashes and slag is about 30,400,000 tons. Less than 4 million tons of pulverized fuel ash is delivered to consumers’ market. According to the different estimates, from 1.5 to 1.8 billion tons of ash and slag materials are accumulated on ash-disposal sites. Capacity of ash-disposal sites of 110 Russian power plants is nearly exhausted.

Such situation reveals local environmental disasters and inefficient work with these problems in Russia.

Energy industry issues

For historical reasons, the power industry of the country was focused on the only task: to give the country a lot of cheap energy. Problems of production waste treatment were relegated to the sidelines, and often were forgotten. Moreover, this was expressed in design choices. Thus, for example, Reftinskaya power plant producing 5-6 million tons of ash per year until very recently had only two silo pits with capacity of 2500 tons each. And these are the largest silo pits of all the coal-fired power plants in Russia. Most power plants have no silo pits for ash delivery to consumers at all, and, consequently, no ash treatment systems, designed for its commercialization.

There are no strong incentives that would force power engineers to deal with the problems of ash commercialization. For example, in European countries ash-disposal areas of coal-fired power plants are either prohibited, or are subject to fine, the amount of which is equivalent to the sum from 60 (Finland) to 120 (Germany) for each ton of ash sent to the ash-disposal area. In Russia this fee makes up the sum of 15-20 rubles per ton (0.2 Euro) maximum. In addition to this, it is possible to include the costs associated with ash disposal into the cost of energy.

Some of Russian power plants (Reftinskaya state district power plant, Berezovskaya state district power plant) introduce design choices oriented to the optimization of ash-disposal areas, but not to the optimization of the produced ash commercialization. Thus, the working capacity of the complex created in the territory of Reftinskaya state district power plant includes the commercialization of 25% of ash. It does not include a variety of consumer properties of this ash. Moreover, this technology involves mixing of all kinds of ash in one silo pit, which will reduce both the efficiency of sales and stability of the product supplied to the market. The same problems exist in the project of Berezovskaya state district power plant.

The reason for such decisions in Russia is the lack of professional structures able to analyze, design, construct and establish a system for the whole sphere of problematic connected with the ash of a certain power plant.

Each ash-disposal site

is a local

environmental

disaster

The solution

Consortium Fenix brings together professionals from the energy, cement and building industries. The synergistic effect of such a combination gave the opportunity to create a product which, until recently, didn’t exist in the Russian market – namely, an integrated system of treatment for power plant fly ash.

The Fenix Integrated System consists of:

Research

Research of all the types of ashes and slags from a certain power plant aimed at the stability of its parameters and the factors influencing this stability. Determination of the directions of these ashes usage in industry, construction and agriculture. Formation of the sales market within 500-1000 km from the power plant.

Design

Project creation connected with dry ash and slag disposal, focused on the delivery of the ash to the consumers, rather than its storage in dumps, using the most modern technologies and equipment.

Construction

Construction of ash and slag disposal system with the help of the latest and the fastest methods under conditions of operating power plant.

Marketing

Organization of marketable ash distribution among the consumers.

Thus, the power plant gets a solution for problems with ash and slag waste designed with respect to its unique features.

Consortium members

Consortium Fenix includes six companies, widely regarded as professionals in their respective fields. Only a comprehensive approach to ash and slag waste disposal is able to solve this problem.

These companies are: PCV (supplier of shale ash), Renaissance Construction (construction company), E4 Group (engineering), CM Pro (investment and management), Giprocement Institute (Institute of cement industry) and IBAU Hamburg (manufacturer of equipment for bulk materials storage and transportation). Each company is responsible for its direction within the Consortium.

Members’ details
Top of page

Консорциум Феникс объединяет профессионалов из энергетической, цементной и строительной отраслей с целью создания в России комплексной системы по работе с золой уноса электростанций на всех этапах — от подачи угля в котёл и до отгрузки качественного золошлакового материала клиенту.

Наша цель — создать в России условия для реализации золы уноса электростанций.

На сегодняшний день в России ежегодно производится около 30,4 млн тонн золошклаковых материалов, львиная доля которых отправляется на золоотвалы из-за отсутствия систем контроля качества, хранения и сбыта. Сейчас зола уноса воспринимается исключительно как отход, хотя этот продукт может использоваться в строительной индустрии как добавка в ССС, бетоны, а также при производстве керамических изделий. Растущие золоотвалы наносят вред экологии, а их ограниченные ёмкости грозят закрытием электростанций. Мы хотим исправить эту ситуацию.

Ситуация на российском рынке

1,5 млрд. тонн ЗШО Накоплено в золоотвалах
30 400 000 тонн Производство ЗШО в год <4 000 000 тонн Реализовано в 2014 году

Сегодня в России насчитывается около 350 электростанций и ТЭЦ, работающих на угле. Из них около 145 крупных с объёмом золообразования свыше 100 000 тонн в год каждая, при этом около 100 позиционируют себя как потенциальные поставщики золы.

В год выход золошлаковых материалов составляет около 30,4 млн тонн. На рынок потребителям отгружается менее 4 млн. тонн золы-уноса. В золоотвалах накоплено по разным оценкам от 1,5 до 1,8 млрд. тонн ЗШМ. На 115 электростанциях мощности золоотвалов на приём новых золошлаковых материалов практически исчерпаны.

Такая ситуация говорит о локальных экологических катастрофах и неэффективной работе с этой проблематикой в России.

Проблемы энергетики

Исторически сложилось так, что энергетика страны была ориентирована лишь на одну задачу: дать стране много дешёвой энергии. Вопросы работы с отходами производства шли на второй, зачастую забытый план. Это выражалось и в проектных решениях. Так, например, у Рефтинской электростанции, при производстве 5-6 млн тонн золы в год до реконструкции имелись только 2 силоса объёмом 2500 тонн каждый. И это были самые крупные силоса из всех угольных электростанций России. Большинство электростанций вообще не имеют силосов для отгрузки золы потребителям, и, следовательно, системы работы с золой, направленной на её реализацию.

Отсутствуют веские стимулы, которые бы вынуждали энергетиков заниматься проблематикой реализации золы. Так, в Европейских странах либо вообще запрещены золоотвалы угольных электростанций, либо штраф за каждую направленную на золоотвал тонну золы составляет от 60 евро (Финляндия) до 120 евро (Германия). В России этот штраф составляет 15-20 рублей за тонну (0,2 евро). Кроме того, имеется возможность включать в себестоимость электроэнергии затраты на золоудаление.

На некоторых российских электростанциях (Рефтинская ГРЭС, Берёзовская ГРЭС) внедряются проектные решения, ориентированные на оптимизацию золоудаления на отвалы, но не на реализацию производимой золы. Так, на Рефтинской ГРЭС мощность созданного комплекса предполагает реализацию всего 25% золы. Не учитываются различные потребительские свойства золы, и технология предполагает смешение всех видов золы в одном силосе, что снизит как эффективность продаж, так и стабильность поставляемого на рынок продукта. Эти же проблемы имеются и в проекте Берёзовской ГРЭС.

Причина таких решений в том, что в России крайне мало профессиональных структур, способных проанализировать, спроектировать, построить и создать систему по всей проблематике работы с золой конкретной электростанции.

Каждый золоотвал —
локальная
экологическая
катастрофа

Решение

Консорциум Феникс объединяет профессионалов из энергетической, цементной и строительной областей. Синергетический эффект такого объединения дал возможность создать продукт, которого до недавних пор не было на российском рынке, а именно — комплексную систему работы с золой уноса электростанции, которую мы назвали «Феникс».

Комплексная система «Феникс» это:

Исследование

Исследование физико-механических и химических свойств всех видов зол и шлаков конкретной электростанции, определение факторов, влияющих на их стабильность. Определение направлений использования этих материалов в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Формирование рынка сбыта в радиусе 500–1500 км от станции. Разработка технических условий и получение сертификатов соответствия на золошлаковые материалы, производимые конкретной станцией.

Предпроектные работы

Разработка технической концепции системы сухого золошлакоудаления, ориентированной на 100% реализацию золы и шлака потребителям (а не на их складирование на отвалах) с использованием самых современных технологий и оборудования. Концепция включает в себя выбор марок угля, усреднение его параметров, углеподготовку, технические предложения по улучшению сжигания угля в котлах, а также оптимизацию всех факторов, влияющих как на КПД котла, так и на качество производимой золы. Технико-экономическое обоснование строительства ССЗШУ для вновь строящейся или реконструируемой станции. Разработка проекта технического задания на проектирование ССЗШУ.

Проектирование

Создание проекта системы сухого золошлакоудаления с привязкой и адаптацией технологической схемы ССЗШУ к конкретной станции, исходя из существующих условий и требований Заказчика.

Финансирование

Содействие клиенту консорциума в организации кредитного финансирования от Сбербанка России на строительство ССЗШУ.

Строительство

Строительство ССЗШУ самыми современными и быстрыми способами в условиях работающей электростанции.

Сбыт

Организация сбыта товарной золы и шлака потребителям.

Таким образом, электростанция получает созданное применительно к её особенностям решение проблем с золошлаковыми материалами.

Участники консорциума

В консорциум «Феникс» вошли шесть компаний, по праву считающихся профессионалами в своих областях. Лишь комплексный подход к утилизации ЗШО способен решить эту проблему.

Этими компаниями являются: ПЦВ (поставщик сланцевой золы), Ренейссанс Констракшн (строительный холдинг), СМ Про (инвестиции и менеджмент), институт «Гипроцемент» (институт цементной промышленности), группа КОТЭС (инжиниринг), а также IBAU Hamburg (производитель оборудования для хранения и транспортировки сыпучих материалов). Каждая компания отвечает за своё направление в рамках Консорциума.

Подробнее об участниках
В начало